dgr-logo Общероссийская общественная организация ДЕЛОВЫЕ ЖЕНЩИНЫ РОССИИ – Успех и достаток для всех!

Организация
Конкурсы
Проекты
Фотогаллерея Новости Контактная информация Закрыть

Реклама

Глянцевые двери

Где купить глянцевые двери недорого? Сайт doorscentr.ru предлагает низкие цены и скидки.

Деловая женщина России — явление одновременно привычное и новое

С праздником Мира и Труда Вас - самые нежные и самые сильные наши женщины!

деловая женщинаПонятие «деловая женщина», которое мы используем с своей коммуникационной среде, раскрывается как женщина, занимающаяся коммерческой деятельностью как в форме индивидуального предпринимательства без образования юридического лица, так и в составе какого-либо юридического лица на ответственной должности; с правом распоряжения денежными средствами и принятия решения о стратегической политике руководимого ей предприятия. Также в структуру понятия включается группа женщин-государственных служащих, каждая из которых имеет свои управленческие задачи, специфику внешней среды и свой личностный типаж.

Как известно, в Российской Федерации проблема «разделения по половому признаку» всегда имела место, и зачастую развивалась в дискриминацию женщины, в умаление её прав. С проблемой «скрытой» дискриминации, безусловно, сталкивалась любая женщина: Работодатели, особенно в сфере бизнеса, зачастую предпочитают не принимать на ответственные должности женщин, мотивируя это различными способами (например, возможностью простоя из-за отпуска по беременности и родам), но никогда не признавая главного: в современном российском обществе продолжает существовать стереотип, что женщина, как существо слабого пола, просто не может справиться с какой бы то ни было ответственной задачей.

Однако на сегодняшний день ситуация начала изменяться.
Десять лет назад в высшей политической элите не было практически ни одной женщины –
сегодня некоторые из них занимают ключевые места в правительстве, политических партиях; являются главами субъектов федерации. Десять лет назад понятия «женщина в бизнесе», «женщина-предприниматель» вызывали улыбку у простого обывателя, сегодня они вызывают уважение.

Что же произошло за эти десять лет? Как и почему меняется общественное сознание – или, возможно, меняются сами женщины?
В посткризисный период перед российскими женщинами стоят трудные задачи - на хрупкие женские плечи очень часто ложится главная тяжесть материальных и бытовых проблем.

Благодаря своим природным способностям, женщины гораздо быстрее мужчин могут приспосабливаться к новым рыночным отношениям, к изменению окружающей рыночной среды. Дополнительным мотиватором активности российских женщин служит подсознательное стремление к стабильности материального состояния семьи, готовность к длительной финансовой поддержке менее обеспеченных ее членов – детей, престарелых родителей и других родственников.

Таким образом, бизнес-леди в России - это не просто личность, развивающая свой профессиональный потенциал в выбранной сфере, но и член общества, ответственный за материальное благополучие членов своей семьи.

Наша организация оказывает поддержку и содействие женщинам бизнес-сообщества. При этом, реализуя индивидуальный подход к каждому члену женского движения, мы выделили три категории женщин-предпринимателей:

  1. Первая объединяет убежденных бизнес-леди. Мотивация их выбора – внутреннее желание стать предпринимателем, интерес к этому виду деятельности. Они пришли в бизнес по доброй воле и с самыми серьезными намерениями.
  2. Второй, и самый многочисленный тип, вобравший половину бизнес-леди, объединил предпринимателей “по случаю”. Свое решение они приняли спонтанно, под влиянием неожиданных случайных обстоятельств (по совету или примеру друзей, неожиданно возникшим благоприятным перспективам, газетной информации и пр.).
  3. Третий тип – предприниматели поневоле – объединил женщин, которые не по своей воле пришли в бизнес. Они оказались вынужденными в силу различных неблагоприятных обстоятельств открыть свое дело. Мотивация их выбора – реальная безработица или угроза безработицы, отсутствие средств к жизни, невыплата зарплаты, а также давление извне.

Сферой нашего интереса в вопросах защиты прав женщин в бизнес-среде являются взаимоотношения женщин-предпринимателей в сфере бизнеса, их проблемы, связанные с государственными органами, партнерами, конкурентами и подчиненными; векторы и методики расширения бизнеса женщинами-предпринимателями и другие, не менее важные аспекты.

Женщина - руководитель как явление в России только заявляет о себе. С приходом рынка женщины более активно стали проникать в управление бизнесом, в том числе и крупным. За прошедшие десять лет Россия сделала огромный скачок в построении демократического государства с рыночной экономикой. Подобный путь государства Европы проходили десятилетиями, довольно ровно и без потрясений. России же пришлось повторить тот же путь, но в гораздо меньший промежуток времени.

Многие явления и тенденции, которые сопровождали этот путь, не всегда адекватно воспринимаются обществом. Так, например, считается, что женщины в бизнесе уделяют меньше внимания главному, больше мелочам; меньше содержанию и больше форме; делают меньший акцент на перспективу, больше на текущие проблемы. Уделяют меньше внимания производству денег, чем их сохранению. Мужчины, соответственно, наоборот. В нашем обществе нет стратегии продвижения женщины, нет рекламы, нет пи-ара.

Институт социологии Российской академии наук в 1997 году провел ряд интересных исследований. На вопрос, почему женщины не могут успешно руководить бизнесом, респонденты назвали следующие причины: 22% «просто» считают, что женщины вообще не способны заниматься делами. 22% сочувствуют женщинам, но считают, что им труднее получить поддержку со стороны официальных лиц, взять кредит в банке и пр.; 12% обратили внимание на то, что женщинам, почему-то, труднее получить соответствующее образование; а 21% отмечают сопротивление родных, близких, семьи их занятию бизнесом.

Таким образом, женщина в России подвергается двойному давлению – как со стороны профессиональной среды, так и внутри семьи. Антисоциальная среда – реалия современной России - выражается в следующих аспектах: крах пенсионной системы, кризис системы образования, низкий размер детских пособий, отсутствие мест в детских садах, растущий разрыв между богатыми и бедными слоями общества, распределение бюджетного финансирования между силовыми структурами и бюрократическим аппаратом.

Какие могут быть здесь комментарии? Еще Сократ выразил следующими словами чувство мужского превосходства над женщиной: «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина». Со времен Сократа прошло почти два с половиной тысячелетия, а ситуация мало изменилась.

Вопрос эффективности руководства в зависимости от пола обсуждается исследователями не одно десятилетие. Ученые сходятся во мнении, что и женщины, и мужчины - профессиональные топ-менеджеры - не являются явными приверженцами только одного стиля лидерства и принятия решений, в зависимости от гендерного аспекта. Здесь уместно говорить о так называемой вариативности. Как правило, эффективные бизнесмены неосознанно, опять же интуитивно комбинируют различные стратегии лидерства и управления.

Вы знаете, какие качества мужчины ценят в женщинах руководителях? Компетентность и деловитость. Причем под деловитостью они понимают целеустремленность, практичность, организованность, доведение начатого до конца, единство слова и дела, точность, обязательность и работоспособность.

При этом, опровергая стереотипы и основываясь на длительных наблюдениях, скажу, что женщины-руководители чаще мужчин в большей степени ориентированы на задачу именно в ущерб отношениям и эмоциональному комфорту.

Психологи говорят, что качества эффективного предпринимателя имеют общую природу и не зависят напрямую от пола. По данным тех же исследований, у мужчин и женщин топ-менеджеров совпадающими профессиональными качествами являются: умение действовать в ситуации конфликта и угрозы риска, постоянная готовность к изменениям и нововведениям, умение эффективно использовать навыки и способности других людей, умение противостоять давлению и нажиму, отстаивать свою позицию.

При этом успешные модели бизнеса осуществляют те из предпринимателей, кто независимо от собственного пола имеют психологический сценарий поведения - управленцев. Это означает, что и мужчины и женщины имеют практически равные психологические возможности для управления предприятием. Характеристики пола практически не выступают ограничителями для успешного руководства.

Есть еще один распространенный стереотип российской бизнес-среды: успех приходит к тем, кто обладает агрессивностью, инициативой, конкурентоспособностью, то есть исключительно мужскими чертами. Для того, чтобы построить карьеру, самореализоваться, женщины-руководители должны имитировать мужское ролевое поведение. Женщины должны набраться жесткости у мужчин. Если же этих качеств у нее нет, то их следует искусственно демонстрировать. Это вызывает стресс, необоснованное снижение самооценки, перемещает акценты с решения реальных текущих вопросов на самоанализ и/или самокритику.

Результаты исследования Института социологии РАН показали следующее:
Шестьсот опрошенных женщин в возрасте от 20 до 55 лет (из них 3,2% предприниматели) считают, что у женщин в отличие от мужчин намного меньше возможностей для профессионального роста, продвижения по службе, занятия высокой должности. По мнению респондетнов, этому мешают семейные обязанности, отнимающие много времени (55%), трудности в совмещении работы и семьи (38%), а также предвзятое отношение мужчин (19,2%).

Женское движение в России в 2011-12 году провело ряд исследований, по результатом которых были разработаны предложения по изменению сложившейся ситуации:

  • продвижение женщин и гендерной тематики в политических партиях РФ,
  • общественная компания по принятию действенного закона о государственных гарантиях равных прав и возможностей, с учетом религиозных традиций в отношении женщин во всех субъектах РФ,
  • лоббирование и гражданские кампании по социальным вопросам: детские сады, пособия, дома для жертв насилия в семье, защита трудовых прав женщин,
  • разработка политической программы женского движения в России,
  • установление контактов с некоммерческими организациями другой направленности в целях активизации гражданской активности женщин,
  • поиск сторонников женского движения среди политиков, журналистов, деятелей культуры, представителей бизнеса.

На наш взгляд, в современном российском обществе подспудно, интуитивно, но все же существует желание превозносить мужское начало и умалять женское, поддерживается стереотипное представление о том, что женщина в бизнесе – это, прежде всего, слабая женщина со своими уловками, стилем поведения, мягкостью, терпимостью и прочее. Это напоминает известную фразу: «Каждая пустыня гордится своими миражами».

Мы должны стремиться избавляться от подобных стереотипов, а не демонстрировать их миру, который уже давно перешагнул этот рубеж.

Екатерина Халапян

Обсуждение

Войдите:
Nataliyalav 06 Июль 2014, 13:15

Согласна на 100%!