dgr-logo Общероссийская общественная организация ДЕЛОВЫЕ ЖЕНЩИНЫ РОССИИ – Успех и достаток для всех!

Организация
Конкурсы
Проекты
Фотогаллерея Новости Контактная информация Закрыть

Реклама

Обучение без вступительных экзаменов!

Обучение без вступительных экзаменов!

Анализ малой группы на примере сериала «Интерны»

В данном сериале можно выделить две малые группы: ученическую, на которой более фокусируется внимание зрителя и в которой происходят основные взаимодействия, и малую группу всех работников больницы. Первую объединяет помимо трудовой деятельности – ученическая деятельность у Андрея Евгеньевича Быкова, который является преподавателем, помимо врача. Вторую группу, подгруппой которой является первая группа, объединяет совместная врачебная деятельность в стенах данной больницы. Будем рассматривать вторую группу с включенной в нее первой как ученической, обозначая ее в тексте ученической группой. Все характеристики группы в целом будут относиться и к ученической то, что касается ученической будет рассматриваться отдельно. Данная группа является формальной, так как организована министерством здравоохранения. Группа является открытой для влияния общества. Группа референтна для своих участников – никто не хочет терять свое место или менять работу.

Детерминантами возникновения группы являются потребности общества и стремление членов группы удовлетворить эти потребности.

Стадии развития. По Макаренко (три стадии развития коллектива) ученическая группа находится на первой стадии – стадии первоначального сплочения.  В это время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации. Данная группа проявляет сплоченность в редких случаях и при провокациях преподавателя. По Уманскому эта группа ближе к кооперации, так как эмоциональная интеграция пройдена или пройдена в большей мере, и присутствует ярко выраженная тенденция  к деловому взаимодействию ее участников. Это взаимодействие скорее стихийно, чем постоянно, так же присутствуют сильные разногласия. Поэтому немного не соответствует группе-автономии. В модели Петровского группа, по моему мнению, занимает место ближе к ассоциации и есть небольшая тенденция в сторону коллектива, что обусловлено взаимопомощью ее членов друг другу. Однако в ученической группе нет прямой зависимости между успехом одного и успехом всех – это находится на эмоциональном уровне.

Ученическая группа развивается в основном за счет противодействия преподавателю, что сплачивает эту группу и в других видах взаимодействий. Расширенная группа представлена как статическая с внутригрупповыми неформальными отношениями. Идиосинкразического кредит заключается как раз в смирении перед методами Быкова и приятии его как преподавателя. Психологический обмен находиться больше на диадном уровне, с пробным эмоциональным обменом и частично полным.

Структура группы выражена межгрупповыми отношениями диад или триад. Быков-Купитман, Романенко-его мать(зав больницей), ученики Быкова. Наивысший статус у Анастасии Константиновны, заведующей больницы, матери Глеба Романенко, в ее подчинении находится весь персонал больницы. Быков и Купитман – заведующие разных отделений и друзья. Любовь Михайловна – медсестра в отделении Быкова. Глеб Романенко, Семен Лобанов, Варвара Черноус, Фил Ричардсон – интерны Быкова. Так как группа формальная роли и статусы совпадают. Индивидуальные роли участников постоянны только у некоторых членов. Быков является большую часть времени агрессором. Остальным свойственны определенные личностные особенности. Лобанов ленивый и глуповатый, Романенко – ловелас, Фил – моралист, Варвара – правильная девочка, ее антипод Любовь Михайловна – раскрепощенная медсестра с опытом.

Так как большинство членов группы симпатизируют друг другу, и данная группа является референтной для них – группу можно назвать достаточно сплоченной. Процесс дифференциации можно выделить только в группе интернов, так как происходит выделение лидеров в разных конкретных областях.

Межличностные отношения имеют свою динамику.Анастасия Константиновна обладает положительной властью, аттракцией (больше для Быкова), и, возможно, положительной или нулевой референтностью. С ней мало общаются все кроме Быкова, но она является для всех положительным персонажем. Быков обладает положительной властью и отрицательной аттракцией аттракцией для интернов, для медсестры он просто начальник (только В+), для Купитмана друг(А+, возможно и Р+ в некоторых вопросах), для Анастасии Константиновны – любовник и хороший врач (А+, Р+). Любовь Михайловна обладает положительной аттракцией, так как ей все симпатизируют, а единственное что ей можно доверить – это распространять сплетни. Для Быкова Купитман (А+, возможно Р+), Анастасия Константиновна (А+, В+, Р0 – Быков считает себя самым умным), интерны – все по нулям или ниже, так как он им мало симпатизирует и в основном издевается. Между собой интерны: Лобанов А0 или А+, так как дурак, Романенко аналогично, Варвара так же, Фил – достаточно начитан и сообразителен по разным вопросам (Р+, А – так же), так как Фил новый в коллективе в многих с ним возникают конфликты, поэтому аттракция может принимать отрицательные значения. Купитман для интернов выступает в роли советника (Р+). Несовместимость присутствует только между интернами и Быковом, но они вынуждены под него подстраиваться и терпеть его выходки.

Затяжных межличностных конфликтов нет, на момент 106 серии все очень миролюбиво. До этого основным конфликтом был конфликт Романенко и Фила, который заключался в шутках Романенко. Конфликт, который проходит через весь сериал это противостояние интернов и Быкова, который их учит унижая. Интерны становятся похожими на него и перенимают данную манеру взаимодействий, применяя ее между собой.

Принятие группового решения происходит не по отношению к решению профессиональной задачи, а в выборе  поведения к члену группы, нарушившему какие-то нормы. Нельзя сказать, кто больше влияет меньшинство или большинство, так как в разных ситуациях по-разному проявляются особенности членов группы. В некоторых случаях группа проявляет огруппленное мышление.

Стиль руководства у Анастасии Константиновны – демократический. Она предъявляет требования, но решение вопросов оставляет на усмотрение подчиненных и присутствует обратная связь. У Быкова стиль руководства больше авторитарный, так как он не считается с мнениями интернов и подчиненных вообще. Неформального лидера выделить сложно, так как он возникает явно только в экстремальных ситуациях и часто он отличен от лидера в предыдущей ситуации. Можно сказать, что неформального лидера вовсе нет, он и не нужен из-за индивидуальности деятельности каждого. Роль лидера часто играет сам руководитель, когда интерны соглашаются с справедливостью его решений, но данные решения им мало приятны (оставление на ночные дежурства). При согласии со справедливостью решений растет референтность Быкова в глазах интернов.

Социально-психологический климат в коллективе больше положительный, так как все работают в комфортных условиях, в группе развита взаимопомощь, сотрудничество, члены группы часто неформально взаимодействуют между собой, проводят совместно свободное время. Преобладает оптимизм в работе, все полны сил и энергии легко приходят друг другу на помощь. Отрицательно влияет издевательское, не равное отношение Быкова ко всем окружающим. Постоянные злые шутки членов группы друг над другом, которые часто порождают напряжение у других участников группы.

Про ученическую группу можно сказать, что будет дальше происходить ее сплочение и развитие неформальных отношений, что приведет к более слаженной совместной работе. Группа будет развиваться как коллектив по А.В. Петровскому.

Обсуждение

Войдите: